Декоративная стрижка растений
Создавать из обыкновенных растений какие-либо декоративные формы, обладающие самостоятельной ценностью - это древнее искусство садоводов, не стоит думать, что декоративную стрижку кустов и деревьев придумали мающиеся бездельем английские лорды.
На самом деле, стрижка растительности, с целью придания ей какого-то специального декоративного облика ныне именуется топиарным искусством. Его освоили ещё садовники Древнего Рима, причём освоили на виртуознейшем уровне. Но с падением римской империи, данная отрасль, как бы ушла в забытье, и вспомнили о ней лишь ближе к шестнадцатому веку. Понятно дело, во Франции, а где же ещё? Именно там тогда создавались декоративные регулярные сады, и топиарное искусство, как одна из отраслей садово-паркового дизайна оказалась невероятно востребована.
Надо сказать, что французы умудрились возвести стрижку кустов и деревьев в ранг своей национальной гордости - в те времена не существовало вообще ни одного сада (который действительно именовался бы гордым словом «Сад»), который не был бы облагорожен человеческой рукой.
Естественно, французская мода немедленно разлетелась по миру. Сегодня во многих странах, к примеру, в Нидерландах, в Англии, США или Китае искусство декоративного подстригания растений распространилось не только на общественные парки, но и на частные сады.
Наши дни
Сегодня топиарное искусство вряд ли чем-то очень сильно отличается от того, чем оно было столетия назад. И в разных местностях, разных парках, вне зависимости от планировки, приёмы этого искусства всегда примерно одни и те же. Разнится, разве что, сложность выполняемого конкретного шедевра. Потому что можно просто аккуратно подстричь ряд кустов, чтобы получить симпатичную подкову, обрамляющую зону отдыха. Она будет иметь кубическое сечение, потому что куб - это то, к чему инстинктивно тянет ленивый разум любого садовника или дизайнера. Простейшая фигура.
А можно приложить не в пример больше старания, и получить, в конечном итоге, идеально ровный шар. Шкурка редко стоит выделки, так как уже через пару месяцев шар перестанет быть идеальным - ветки начнут отрастать, и это будет уже мохнатый колобок. Но, похоже, ни один из приверженцев топиарного искусства этим не смущается. Точно так же, как не смущаются мастера ледяных скульптур - тем, что их творениям жить, максимум, до весны.
Живая изгородь
По сути, самая популярная форма, которую данное искусство принимает, является именно живая изгородь. Не металлический забор, увитый густыми и мощными стеблями вьюна или декоративного огурца. Нет, речь идёт именно о сплошной стене из высокого кустарника, который, ко всему прочему, ещё и эстетически красив, если смотреть издалека. Такой «забор» у профессионалов подразделяется на четыре типа:
- Высокий
- Средний
- Низкий
- Бордюр
Если же вы мечтаете о более сложных и эффектных изгородях, то к вашим услугам различные фокусы с многоярусностью. Для этого изначально сажают в несколько слоёв, относительно внешнего наблюдателя за изгородью, разные породы кустарника. И вырастает он на разную высоту.
Собственно, топиарное искусство позволяет соорудить самые настоящие зелёные дворцы, натуральные лабиринты, в которых не ощущается дуновение ветра, и выбраться из которых можно только найдя этот выход. Проломить стену можно, но это весьма затруднительно даже для сильного мужчины.
В принципе, в это действительно сложно поверить, но стена из декоративно остриженных растений по настоящему качественно скрадывает шумы внешнего мира, защищает внутренний двор или сад от пыли и ветра, и у неё это, по странности, получается куда лучше, чем у сплошной ограды из камня.