Керамический кирпич – основные разновидности и их особенности
Для производства кирпича используются разные виды сырья, но традиционным и наиболее востребованным решением по-прежнему остается керамический кирпич из обожженной глины. В современном строительстве самым большим спросом пользуются три его основных вида – полнотелый, пустотелый и облицовочный. Каждый из них имеет свои особенности и сферы применения.
Полнотелый керамический кирпич
Один из первых стройматериалов, созданных человеком, и в то же время, один из самых распространенных. Ценится за относительную дешевизну и простоту производства, долговечность, прочность, сопротивляемость нагрузкам и целый ряд других плюсов. В плане конструкции, это брусок глины правильной геометрической формы, подвергнутый обжигу под воздействием высоких температур. Он монолитный – не имеет в себе технических полостей, вентиляционных отверстий, крепежных пазов. Полнотелый керамический кирпич не нуждается в дополнительной обработке – глину укладывают в специальные формы, после чего подвергают сушке и обжигу, получая крепкий и практичный стеновой материал.
Благодаря своей выдающейся прочности и способности выдерживать существенные сдавливающие нагрузки, полнотелый кирпич из керамической глины используется, главным образом, для укладки фундаментов зданий в малоэтажном строительстве, а также для возведения прочных несущих стен городских многоквартирных домов. К недостаткам материала можно отнести достаточно высокий вес, требующий монтажа дорогостоящего массивного железобетонного основания, а также относительно низкую теплозащиту – если жилой дом из кирпича строится в регионах с умеренным и суровым климатом, стены требуют дополнительной теплоизоляции.
Пустотелый керамический кирпич
Отличается от классического полнотелого варианта наличием внутренних пустот. Они могут иметь разную форму, объем и размеры – в зависимости от своего предназначения. Как правило, это сквозные отверстия, создающиеся для того, чтобы облегчить вес стенового материала, а также снизить общую массу возводящихся с его помощью зданий. Также воздушная прослойка внутри стен повышает их теплоизоляционные свойства, что очень актуально, ведь сам по себе керамический кирпич не очень хорошо защищает от холодов. Одновременно с этим, возрастает и способность материала задерживать посторонний уличный шум.
Впрочем, наличие пустот в теле кирпича имеет не только положительные стороны, но и недостатки. Заметно ухудшается его способность противостоять сдавливающим и ударным нагрузкам, поэтому этот тип не используют для возведения несущих стен многоэтажных объектов. Основная сфера его применения – строительство загородных домов и дач на один или два этажа, сооружение легких межкомнатных перегородок в многоквартирных зданиях, создание различных хозяйственных построек. Материал не слишком прочный, но в то же время он теплее, чем традиционный полнотелый вариант, что позволяет обеспечить более комфортные условия проживания.
Облицовочный керамический кирпич
Особое место среди стройматериалов, изготавливаемых путем высокотемпературного обжига глины, отводится облицовочному кирпичу. Это довольно дорогой материал, применяющийся для наружной отделки зданий, ценящийся за свою презентабельную, очень гладкую, отталкивающую влагу и грязь, легко отмывающуюся от загрязнений поверхность. Он используется для того, чтобы красиво облицевать новые здания, или придать старым постройкам благородный вид. Поверхность не накапливает статический заряд, а значит, не притягивает к себе пыль, кроме того, она не требует дополнительного ухода, поскольку самостоятельно отмывается от загрязнений во время дождя.
Дополнительный слой внешней отделки зданий из облицовочного кирпича обеспечивает эффективную защиту стен от воздействия непогоды, устраняет мостики холода, повышает теплоизоляционные качества стеновых материалов, отражает уличный шум. Внутри изделия могут содержаться уменьшающие теплопроводность пустоты, как и в пустотелом керамическом кирпиче. Твердая поверхность хорошо противостоит ударам, не покрывается царапинами, не истирается и не теряет изначальной красоты своего внешнего вида даже спустя несколько десятков лет самой активной эксплуатации.